Теоретические подходы к проблеме формирования социаль­ной компетенции будущего специалиста эстетической области (косметика).

И.В.Сидоренко.
Соискатель каф. Педагогики.
ГОУ ВПО Карельская
государственная педагогическая академия.

Теоретические подходы к проблеме формирования социаль­ной компетенции  будущего специалиста эстетической области (косметика).

 

Современный мир с быстрым изменением эстетических приоритетов и ценностей актуализирует молодых специалистов к самостоятельному выбору и действию в различных сферах жизни: политической, экономической и особенно культурной. Надо переосмыслить цели и результаты профессионального образования. В качестве глав­ного результата профессионального образования долж­на рассматриваться готовность и способ­ность молодых специалистов к формированию ключевых компетенций, личная ответ­ственность за собственное благополучие и благополучие общества. С 90-х годов  прошлого века в России  разрабатывается концепция компетентностного подхода в образовании направленная на фор­мирование человека,  который способен адаптироваться в меняющихся  социальных и культурных  изменениях, жизненных ситуациях, находить  внутренние ресурсы для обогащения своих знаний, постоянно модернизировать профессиональные умения и мировоззренческие ориентации.
        Постепенно идет в мировой педагогике переориентация оценки результата об­разования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность»  которые были отражены в «Концепции модер­низации российского образования на пери­од до 2010 года»1.
        Еще в 1966 году С. Е. Шишов дал оп­ределение компетенции как «общей способ­ности специалиста мобилизовывать свои зна­ния, умения и обобщенные способы действий. Специалист выделяет свои компетенции толь­ко в деятельности, в конкретной ситуации»2.
Ключевые компетенции рассматриваются как  межкуль­турные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.  Одна из основных компетенций  - социальная компетенция  в профессиональ­ном образование.
Социальная компетенция принимается нами как способ­ность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление со­пряженности личных интересов с потребно­стями предприятия и общества3.
          В основных  положениях  модернизации до 2010 года  Российского образования обращается внимание на то, что в подготовке и переподготовки  кадров  необходимо учитывать социально-экономические условия конкретного региона. В последнее время много ученых обращают внимание на проблему  «регионализации» в системе профессионального образования.
        Исследование, проведенное нами специальной литературы позволяет умозаключить, что  в современных исследованиях региона­лизация рассматривается как условие повышения качества учебно-воспи­тательного процесса в системе профессионального образования.   Достаточно часто она рассматривается в связи с экологическим, эстетическим и духовным  воспитанием, формирова­нием культуры межличностного общения и предстоящей практической деятель­ностью, с совершенствованием средств, форм и методов обучения, с активизацией познавательной деятельности обучаемых.  В тоже время  рассмотрению особенности принципа реги­онализации в формировании  социальных компетенции специалиста эстетической области (косметиков), являющейся составной частью системы профессионального образования  не уделено  в педагогической  науке  должного внимания.
       Однако, специально проведенные нами исследования показывают, что в системе формирования социальной компе­тенции работников эстетической области принцип ре­гионализации играет ведущую роль. В процессе обучения специалистов данной области, а также в процессе их практической подготовки  к работе в различных социальных средах должны учитываться социально-экономические, этнографи­ческие и географические, социально-культурные особенно­сти окружающего  региона, села, города, райо­на, страны и т.д.
Учет всех перечисленных выше особенно­стей принципа регионализации ориентирует нас на  выде­ление, предположительно, пяти уровней формирования социальной компетенции специалиста эстетической области (косметика): внутри учебного за­ведения, местного, локального, государст­венного, межгосударственного.
Первый уровень (внутри учебного за­ведения) определяет особенности процесса формирования социальной компе­тенции будущего специалиста внутри учеб­ного заведения. Например: формирования навыков практической деятельности с учетом тех региональный особенностей, в которых предстоит специалисту работать (частным мастером,  в салоне красоты, Spa или  Фитнес – центре,  и т.д.).
Второй (местный) уровень характерен для системы формирования социальной ком­петенции будущего косметолога в пределах ма­лых территориально-административных об­разований (в пределах города, района...). Например: салоны красоты в приграничной территории или  Spa или  Фитнес – центра специализированные на роботе  с иностранными туристами, при дополнительной специализации на рабочем месте.
Третий уровень (локальный) относится к крупным территориальным образованиям страны: области, национальной республике. Например: участие косметолога на специализированных региональных выставках, конкурсах, мастер – классах и т.д.
Четвертый (государственный) уровень регионализации составляет систему, приня­тую в пределах одной страны. Например: участие косметолога на специализированных общероссийских  выставках, конкурсах, мастер – классах и т.д.
Пятый (межгосударственный) уровень регионализации относится к системе формирования социальной компетенции специа­листов эстетической области (косметиков) профиля ряда стран или всего мира. Например: участие косметолога на специализированных международных выставках, конкурсах, мастер – классах и обмен опытов ведущих специалистов эстетической отрасли и т.д.
   Для каждого  уровня  характерны свои цели и задачи, содержание, контингент обучаемых, теоретическое и  практическое обеспечение, преподавательский и инструкторский состав, различ­ная продолжительность обучения и его цик­личность.
Изучение педагогического опыта и специ­ально проведенные исследования И.А.Баженой свидетель­ствуют о недооценке многими работниками  образования использования на практике воз­можности регионализации обучения: «Большинство препода­вателей (около 63% из числа опрошаенных) оценивает регионализацию обучения как процесс желательный и даже необходимый, но многие из них не знают специфики мест­ных производств и не владеют методикой их использования в обучении»5. Это подтверждает и наше исследование. Большинство салонов республики Карелии использующие методику коррекция  фигуры (обвертывание), на основе итальянской технологии «Парафанго», имеют возможность использования грязей из источника «Марциальные воды», карельского минерала «шунгит» в качестве ухода и очищения кожи, водорослей Белого моря в талассотерапии (оздоровление море продуктами).  Однако используют недостаточно или совсем не используют.
В проектировании региональной системы профессионального образования,  становление и личностное разви­тие будущих специалистов рассматривается нами в соответствии фазам единой для всех систем последова­тельности развития: возникновение, станов­ление, период зрелости, преобразование6.
Базируясь на основных положениях Э. Ф. Зеера, в перечисленные стадии профессио-нального становления личности специалиста эстетической области добавим основные нововведения каждой стадии его личностно-профессионального и социального развития.
Очевидно, что для каждой стадии про­фессионального становления  специалиста  эстетической области (косметика) должны быть разработаны свои специфические формы, методы и средства формирования этих нововведений.
Поэтому при проектировании регио­нальной системы формирования социаль­ной компетенции будущих специалистов целесообразно включить идею личностно-ориентированного профессионального обра­зования  Э. Ф. Зеера. На основе представлен­ной выше систематизации вполне допустимо говорить о проектировании личностно-ориентированной региональной системы фор­мирования социальной компетенции буду­щих специалистов эстетической области (косметиков). Личностно-ориентированные технологии формирования социальной компетенции в процессе становления будущего  специалиста основываются на следу­ющих положениях7:
—    признание профессионального и соци­ального развития личности главной целью профессионально-образовательного   про­цесса;

  1. ориентация на субъективный социальный и профессиональный опыт будущих специалистов эстетической области (косметиков) и учет их индивидуальных психоло­гических особенностей;
  2. актуализация творческого потенциала будущего работника эстетической сферы и удовлетворение потребностей личности в реализации себя.

Решение этих задач осуществляется пу­тем:

  1. мотивирования саморазвития, профес­сионального роста и карьеры;
  2. повышения социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др. компетентности;
  3. развития психологических свойств, профессионально важных качеств и коррекция профессиональных форм поведе­ния;
  4. развития персональной компетентности и корректировки
    профессионально – психологического   про­филя специалиста;
  5. формирования социальной, професси­ональной и персональной компетенции;
  6. обеспечения условий саморазвития, са­мообразования личности.

Личностно-ориентированную систему формирования социальной компетенции бу­дущих работников эстетической сферы мы считаем важной и неотъемлемой частью все­го процесса поэтапного непрерывного ста­новления и развития специалиста.
В заключение отметим, что в современ­ном мире необходимо создавать специаль­ные условия для формирования социаль­ной компетенции у будущего специалиста эстетической области (косметика), способного взять на себя ответствен­ность в реализации задач поставленных перед специалистом в области эстетики.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессио­
нальное образование. 2002. № 5. С. 18.
2Щербакова О. Ю. Формирование социаль­но-педагогической компетенции учителя в ре­
гиональной системе повышения квалификации по именным образовательным чекам : Дис...канд. пед. наук. Тольятти, 2005.
3Шишов С. Е. Понятие компетенции в кон­тексте качества образования // Стандарты
и мониторинг образования. 1999. № 2.
4 Щербакова О. Ю. Формирование социаль­но-педагогической компетенции...
5 Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации. С. 15.
6 Кустов Ю. А. Единство и преемственность педагогических воздействий в высшей школе. Самара, 1993.
7 Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988.