- Новости
- История
- Достижения
- Сведения об образовательной организации
- Выпускники
- Контакты
Теоретические подходы к проблеме формирования социальной компетенции будущего специалиста эстетической области (косметика).
И.В.Сидоренко.
Соискатель каф. Педагогики.
ГОУ ВПО Карельская
государственная педагогическая академия.
New Balance 997.5 For Sale New Balance 997 Luxury Goods For Sale,mint Head Size: 40-44 Pigskin
Теоретические подходы к проблеме формирования социальной компетенции будущего специалиста эстетической области (косметика).
Современный мир с быстрым изменением эстетических приоритетов и ценностей актуализирует молодых специалистов к самостоятельному выбору и действию в различных сферах жизни: политической, экономической и особенно культурной. Надо переосмыслить цели и результаты профессионального образования. В качестве главного результата профессионального образования должна рассматриваться готовность и способность молодых специалистов к формированию ключевых компетенций, личная ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. С 90-х годов прошлого века в России разрабатывается концепция компетентностного подхода в образовании направленная на формирование человека, который способен адаптироваться в меняющихся социальных и культурных изменениях, жизненных ситуациях, находить внутренние ресурсы для обогащения своих знаний, постоянно модернизировать профессиональные умения и мировоззренческие ориентации.
Постепенно идет в мировой педагогике переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» которые были отражены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»1.
Еще в 1966 году С. Е. Шишов дал определение компетенции как «общей способности специалиста мобилизовывать свои знания, умения и обобщенные способы действий. Специалист выделяет свои компетенции только в деятельности, в конкретной ситуации»2.
Ключевые компетенции рассматриваются как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Одна из основных компетенций - социальная компетенция в профессиональном образование.
Социальная компетенция принимается нами как способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества3.
В основных положениях модернизации до 2010 года Российского образования обращается внимание на то, что в подготовке и переподготовки кадров необходимо учитывать социально-экономические условия конкретного региона. В последнее время много ученых обращают внимание на проблему «регионализации» в системе профессионального образования.
Исследование, проведенное нами специальной литературы позволяет умозаключить, что в современных исследованиях регионализация рассматривается как условие повышения качества учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования. Достаточно часто она рассматривается в связи с экологическим, эстетическим и духовным воспитанием, формированием культуры межличностного общения и предстоящей практической деятельностью, с совершенствованием средств, форм и методов обучения, с активизацией познавательной деятельности обучаемых. В тоже время рассмотрению особенности принципа регионализации в формировании социальных компетенции специалиста эстетической области (косметиков), являющейся составной частью системы профессионального образования не уделено в педагогической науке должного внимания.
Однако, специально проведенные нами исследования показывают, что в системе формирования социальной компетенции работников эстетической области принцип регионализации играет ведущую роль. В процессе обучения специалистов данной области, а также в процессе их практической подготовки к работе в различных социальных средах должны учитываться социально-экономические, этнографические и географические, социально-культурные особенности окружающего региона, села, города, района, страны и т.д.
Учет всех перечисленных выше особенностей принципа регионализации ориентирует нас на выделение, предположительно, пяти уровней формирования социальной компетенции специалиста эстетической области (косметика): внутри учебного заведения, местного, локального, государственного, межгосударственного.
Первый уровень (внутри учебного заведения) определяет особенности процесса формирования социальной компетенции будущего специалиста внутри учебного заведения. Например: формирования навыков практической деятельности с учетом тех региональный особенностей, в которых предстоит специалисту работать (частным мастером, в салоне красоты, Spa или Фитнес – центре, и т.д.).
Второй (местный) уровень характерен для системы формирования социальной компетенции будущего косметолога в пределах малых территориально-административных образований (в пределах города, района...). Например: салоны красоты в приграничной территории или Spa или Фитнес – центра специализированные на роботе с иностранными туристами, при дополнительной специализации на рабочем месте.
Третий уровень (локальный) относится к крупным территориальным образованиям страны: области, национальной республике. Например: участие косметолога на специализированных региональных выставках, конкурсах, мастер – классах и т.д.
Четвертый (государственный) уровень регионализации составляет систему, принятую в пределах одной страны. Например: участие косметолога на специализированных общероссийских выставках, конкурсах, мастер – классах и т.д.
Пятый (межгосударственный) уровень регионализации относится к системе формирования социальной компетенции специалистов эстетической области (косметиков) профиля ряда стран или всего мира. Например: участие косметолога на специализированных международных выставках, конкурсах, мастер – классах и обмен опытов ведущих специалистов эстетической отрасли и т.д.
Для каждого уровня характерны свои цели и задачи, содержание, контингент обучаемых, теоретическое и практическое обеспечение, преподавательский и инструкторский состав, различная продолжительность обучения и его цикличность.
Изучение педагогического опыта и специально проведенные исследования И.А.Баженой свидетельствуют о недооценке многими работниками образования использования на практике возможности регионализации обучения: «Большинство преподавателей (около 63% из числа опрошаенных) оценивает регионализацию обучения как процесс желательный и даже необходимый, но многие из них не знают специфики местных производств и не владеют методикой их использования в обучении»5. Это подтверждает и наше исследование. Большинство салонов республики Карелии использующие методику коррекция фигуры (обвертывание), на основе итальянской технологии «Парафанго», имеют возможность использования грязей из источника «Марциальные воды», карельского минерала «шунгит» в качестве ухода и очищения кожи, водорослей Белого моря в талассотерапии (оздоровление море продуктами). Однако используют недостаточно или совсем не используют.
В проектировании региональной системы профессионального образования, становление и личностное развитие будущих специалистов рассматривается нами в соответствии фазам единой для всех систем последовательности развития: возникновение, становление, период зрелости, преобразование6.
Базируясь на основных положениях Э. Ф. Зеера, в перечисленные стадии профессио-нального становления личности специалиста эстетической области добавим основные нововведения каждой стадии его личностно-профессионального и социального развития.
Очевидно, что для каждой стадии профессионального становления специалиста эстетической области (косметика) должны быть разработаны свои специфические формы, методы и средства формирования этих нововведений.
Поэтому при проектировании региональной системы формирования социальной компетенции будущих специалистов целесообразно включить идею личностно-ориентированного профессионального образования Э. Ф. Зеера. На основе представленной выше систематизации вполне допустимо говорить о проектировании личностно-ориентированной региональной системы формирования социальной компетенции будущих специалистов эстетической области (косметиков). Личностно-ориентированные технологии формирования социальной компетенции в процессе становления будущего специалиста основываются на следующих положениях7:
— признание профессионального и социального развития личности главной целью профессионально-образовательного процесса;
- ориентация на субъективный социальный и профессиональный опыт будущих специалистов эстетической области (косметиков) и учет их индивидуальных психологических особенностей;
- актуализация творческого потенциала будущего работника эстетической сферы и удовлетворение потребностей личности в реализации себя.
Решение этих задач осуществляется путем:
- мотивирования саморазвития, профессионального роста и карьеры;
- повышения социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др. компетентности;
- развития психологических свойств, профессионально важных качеств и коррекция профессиональных форм поведения;
- развития персональной компетентности и корректировки
профессионально – психологического профиля специалиста; - формирования социальной, профессиональной и персональной компетенции;
- обеспечения условий саморазвития, самообразования личности.
Личностно-ориентированную систему формирования социальной компетенции будущих работников эстетической сферы мы считаем важной и неотъемлемой частью всего процесса поэтапного непрерывного становления и развития специалиста.
В заключение отметим, что в современном мире необходимо создавать специальные условия для формирования социальной компетенции у будущего специалиста эстетической области (косметика), способного взять на себя ответственность в реализации задач поставленных перед специалистом в области эстетики.
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессио
нальное образование. 2002. № 5. С. 18.
2Щербакова О. Ю. Формирование социально-педагогической компетенции учителя в ре
гиональной системе повышения квалификации по именным образовательным чекам : Дис...канд. пед. наук. Тольятти, 2005.
3Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты
и мониторинг образования. 1999. № 2.
4 Щербакова О. Ю. Формирование социально-педагогической компетенции...
5 Бажина И. А. Становление и развитие принципа регионализации. С. 15.
6 Кустов Ю. А. Единство и преемственность педагогических воздействий в высшей школе. Самара, 1993.
7 Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск, 1988.